Структурное подразделение ЛЕКОТЕКА

ГОУ ЦРР - детский сад №2343

ВОУО ДО города Москвы

Кинесиология - это особое холистическое психолого-педагогическое направление, изучающее развитие ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности.

Слово «кинесиология» происходит от греческого «кинесис» — движение, то есть изучение движения. Вся наша жизнь — движение от ее начала и до конца. Ребенок учится двигаться по жизни в прямом смысле — ползать, вставать, ходить. Наши мышцы движутся, кровь и лимфа протекают в нашем теле. Человек проходит по жизненному пути, и во время этого движения, то есть на протяжении всей жизни, переживает множество проблем.

Практическая психология долгие годы искала способ помочь людям, находящимся в экстремальных ситуациях и испытывающим нервно-мышечные перегрузки. И сравнительно недавно психологам удалось разработать такое гуманистическое направление — образовательную кинесиологию.

Образовательная кинесиология как раз и занимается связями «интеллект-тело». Почему образовательная? Потому, что в процессе тренировки по этой системе мы получаем образование — знание о самих себе, знание о собственных проблемах, о том, что нам делать дальше, как компенсировать последствия перенесенного стресса. Организм как бы проходит переобучение. С помощью определенных упражнений он балансирует все процессы в теле, координирует работу обоих полушарий мозга, включает совместное интегрированное взаимодействие интеллекта и тела.

Эта система разработана американским психологом Полом Деннисоном более сорока лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Основателями Образовательной Кинесиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».

«Гимнастика Мозга» посвящена естественному развитию личности человека и, в частности, изложению методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела.

Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе нашей жизни является соблюдение законов естественного развития. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их выдающееся открытие в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.

Первый тип - это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (образованную его левой и правой сторонами). Так это, происходит при работе: глаз при чтении, письме, рисовании; органов слуха; рук в процессе выполнения какого-либо действия и прочее. Эти движения лучше, чем другие, интегрируют мысль и движение (П. Деннисон). Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки, раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психофизических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а также легкость и спонтанность учения. Важно заметить, что этот механизм задан в нас от природы.

Второй тип - это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряженной работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведет к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения, а также стресса. Этот тип движений включает в себя движения и навыки «первого этапа» учения - этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий.

Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, составляющих основу познавательной и иной деятельности нашего мозга. Механизм «разъединения мысли и движения» (как основа второго типа движений) необходим на самом начальном этапе формирования любого учебного навыка. На этапе апробирования и автоматизации навыка он уступает место механизму «интеграции мысли и движения». К сожалению, как мы отметили выше, в практике обучения, ориентированного на обездвиженность и линейную абстрактную логику, дети и взрослые «забывают» о природных возможностях формирования навыков и в своем учении «обращаются» преимущественно к механизму «разъединения мысли и движения».

Как лучше учиться: используя возможности мозга, блокированного стрессами, или же мозга интегрированного, который работает на ресурсах естественных механизмов? Исследования привели авторов к созданию целостной Программы по использованию различных движений тела. В своей программе «Гимнастика Мозга» они представляют различные упражнения, направленные на оживление механизма «интеграции мысли и движения».

Каждое из упражнений Гимнастики Мозга, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения».

Упражнения Гимнастики Мозга направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении и пр.

Упражнения собраны в 4 группы:

Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Вторая группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.

Третья группа представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

Четвертая группа упражнений - это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, ибо влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

Еще одной важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых, в Гимнастике Мозга является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки.

Развивающие навыки - это особая категория навыков, представляющая собой первичные элементарные схемы движений. Эти навыки лежат в основе всех других навыков по конкретным частным учебным дисциплинам.

Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Простые движения и упражнения несут в себе возможность радостного, творческого учения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.

Тестовые процедуры в Образовательной Кинесиологии выявляют тот факт, что многие и многие люди (в силу незнания возможностей своего естественного развития или чрезмерного старания при достижении каких-либо целей) «отключают» механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного учения и личностного роста.

«Гимнастика Мозга» предлагает специальные процедуры переформирования неконструктивных, ригидных, стереотипных связей между «мыслью и телом». В действительности, все билатеральные навыки — производные функции полушарий мозга — зависят от более широкой трехмерной системы мозга, включающей средний мозг и ствол мозга. В гимнастике мозга существуют три измерения: латеральность ("лево-правостороннее" измерение тела и мозга), центрация (измерение "верха-низа" тела, вовлекающее в работу средний мозг) и фокус (измерение "переда-спины" тела, вовлекающее в работу ствол мозга). Когда эти три измерения работают вместе, это означает, что вся целостная система "интеллект-тело" сбалансирована для коммуникации, организации и понимания. Если одно из трех измерений находится в конфликте с другим, процесс учения оказывается "односторонним" или незавершенным.

Прикладная кинесиология

Прикладная кинесиология это наука определения состояния организма и воздействия на все его функции при помощи мышечного тестирования.

Мышечное тестирование позволяет обнаружить дисбаланс в организме и, используя массаж лимфатических зон, привести все жизненно важные функции организма в норму. В начале века остеопат Франк Чапман обнаружил и описал нейро - лимфатические рефлексивные точки. Работа получила дальнейшее развитие и зафиксированные рефлексы стали рассматриваться как проблемы эндокринной системы. В 30-ые годы хиропрактик Теренс Беннет обнаружил точки на голове, воздействуя на которые можно влиять на приток крови к некоторым органам.

Эти и некоторые другие наблюдения послужили основой для развития прикладной кинесиологии.

Образовательная кинесиология является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день. Она работает на уровне ясного сознания человека, и любые способы интервенции в него типа внушения, гипноза и т.п., строжайше запрещены. В кинесиологии даже убраны слова «психотерапевт» и «пациент». Здесь говорят: «тренер» и «клиент». С клиентами проводят тренинги. Во многих ситуациях человек должен помочь себе сам. И образовательная кинесиология дает ему такую возможность. Существует довольно много хорошо разработанных мотивированных упражнений, получивших собирательное название «Гимнастика мозга». Это очень надежный и удобный материал не только для снятия уже случившихся стрессов, но и для профилактики возможных неудач. Здесь есть одна особенность. Кинесиологический тренинг подготавливает человека к избежанию стресса в будущем. В беседе тренера с клиентом постепенно формулируется мысль или описание ситуации, вызывающие тревогу у человека, осознаются его опасения и проблемы. И в этот момент подсознание и мышечный аппарат включают слабые места, где наверняка случился бы сбой, если бы возникла та ситуация, которой человек хочет избежать или к которой стремится. После переобучения эти части тела (ранее как бы выключенные) будут включены и запомнят новую модель поведения на будущее.

Упражнения кинесиолгии универсальны. Они помогают взрослым и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Взрослые, например, с помощью упражнений могут устранить у себя боязнь нового, уменьшить утомляемость органов зрения и психическую нагрузку , улучшить координацию движений . Известно, что упражнения прекрасно помогают не только включиться в работу, но и восстановиться после болезни, после травмы. Хотя, пожалуй, лучше поддерживать себя в хорошей физической и эмоциональной форме, чтобы не доводить до травм.

Телефоны для записи в Лекотеку: 

8(499) 701-99-50, 701-99-51, 701-99-60,

8-916-429-26-58 

Слободич Юлия Анатольевна

Наш адрес: Москва, ул. Новокосинская 15б

 

Вопросы можно отправить по электронной почте:

lekoteka2343@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz